Рубрики раздела: Полевые задания – 2019; Полевые задания – 2018; Полевые задания – 2017; Полевые задания – 2016

Материалы раздела представлены в формате (.pdf)

 

Полевые задания – 2019

В 2019 году задания были связаны темой - "Тот, который строит Дом". Участники исследовали домики морских обитателей и собрали коллекции. Выполняя задания, узнали, как дома становятся музейными экспонатами.

 Задание 1. Бинго “Тот, который строит дом”

t bingo

Зачем морским обитателям нужны Дома и кто их строит? Какой образ жизни ведут хозяева морских домиков? Ответить на эти вопросы вам поможет семейная игра "Бинго". Во время игры среди принёсенных Морем домиков и их обломков вы можете найти интересные экспонаты для своей коллекции.

Во время игры не забывайте проверять, живёт ли в домике кто-нибудь. Если да, и хозяин живой - не беспокойте!

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Посмотреть/Скачать подсказку (.pdf)

Задание 2. Водоросли – дом для животных

t kozochky

Для многих морских обитателей заросли водорослей и морской травы – дом, убежище и детский сад. Исследуйте принесённые морем растения и обнаружите целые морские поселения!

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 3. Прибрежные детективы

t detective

Поиграем в детективов? Попробуем создать из того, что принесло Море, картину подводной жизни и разобраться с тем, кто и как здесь живёт. Едем к Морю!

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

 

Полевые задания – 2018

Мой исследовательский проект

my project cover h300

Материалы исследовательского проекта помогут ребёнку во время летнего отдыха на побережье провести своё небольшое самостоятельное исследование.

Интерес ребёнка и поддержка взрослых членов семьи - важные условия увлекательного процесса и успешного результата!

 Уважаемые взрослые!

Приглашаем вас вместе с детьми погрузиться в выполнение исследовательского проекта. Надеемся, что это доставит радость самостоятельных открытий всему вашему отряду.

 Кто может взяться за выполнение проекта?

Все члены вашего экспедиционного отряда смогут решать свои задачи, вносить свой вклад в общее дело. Каждый ребёнок и даже взрослый может сделать свой собственный проект.

 Зачем мы предлагаем такую форму участия?

Нам показалось, что семьи, которые идут по маршруту 2-3 раз, уже готовы к сложным заданиям, к тому, чтобы выполнить цельный проект. Исследуйте одного из морских обитателей. Попробуйте найти, увидеть и описать его особенности. Понаблюдайте и проанализируйте, как он связан с окружающими его жителями моря и суши, с неживой природой. Прочувствуйте хрупкость связей внутри живых систем, уязвимость жизни каждого организма.

 Как выбрать объект исследования?

Объектом для вашего исследования может стать любой обитатель побережья - представитель растений или животных. Тот, за кем вы можете наблюдать сами во время ваших поездок, кто заинтересовал ребёнка. Ваша экспедиция - возможность вести живые наблюдения, а не только работать с литературой. И это самое ценное!

Что будет результатом проекта?

Результатом вашей работы будут материалы собственных наблюдений с иллюстрациями и находками полевого этапа. Вы сможете их оформить в виде презентаций, плакатов или рассказов, историй и представить их на разных площадках.

Связь с командой проекта: мы готовы оказывать вам поддержку консультациями и советами, если потребуется. Пишите на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

  1. Наблюдайте вместе с детьми, обсуждайте, фиксируйте и анализируйте ваши результаты.
  2. Вместе ищите информацию, читайте и обсуждайте.
  3. Подходите к процессу творчески и не сдерживайте инициативы детей.
  4. Помогайте детям, но не делайте за них то, что они могут научиться делать самостоятельно.

Как подготовить необходимые материалы?

Макет исследовательского проекта рассчитан на формат А4. Он готов к распечатыванию. Листов из раздела "Наблюдаю, экспериментирую, открываю" вы можете печатать столько, сколько потребуется. Приготовьте дополнительно альбом и тетрадь для записей и рисунков. Приложениями к вашей работе могут стать зарисовки, фото и видеоматериалы, карты-схемы, заметки-размышления, коллекционные находки.

Давайте исследовать морское побережье вместе!

Посмотреть/Скачать "Мой исследовательский проект" (.pdf)

История одной медузы

 t aurelia

Разобраться с жизненным циклом сцифоидных медуз и совершить путешествие вместе с одной из них - Аурелией вам поможет сказка и игра с карточками.

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

 

Полевые задания – 2017

Задание 1. Видим раковины

t shell inside

Раковины - домики двустворчатых моллюсков всегда можно найти в выбросах на берегу и в кармашках детей и взрослых после морской прогулки.

Вы можете определить названия ваших находок, используя полевые таблицы и новый "Атлас двустворчатых моллюсков" из раздела сайта «определяем».

Детально изучить раковины вместе с детьми вам поможет пособие "Видим раковины", созданное в 2005 году приморскими педагогами Галиной Чан и Ольгой Пермяковой.

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 2. Наблюдаем птиц

t birds 2017

Задания, посвящённые птицам побережья, помогут вам стать более внимательными и терпеливыми. Они разовьют умение наблюдать, различать особенности внешнего облика и поведения животных. Доставят вам радость!

Предлагаем вам познакомиться с рекомендациями по наблюдению за птицами (.pdf).

Наблюдая, пожалуйста, старайтесь не беспокоить птиц.

Выполнять задания будет легче и интереснее, имея при себе бинокль. Как выбрать бинокль, читайте тут (.pdf).

Используйте книгу Н.М. Литвиненко, Ю.В. Шибаева "О птицах Уссурийского края. Первое знакомство" из раздела сайта «определяем».

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 3. Делаем экспедиционный кораблик

t korablik

Предлагаем вам отправиться в экспедицию на кораблике, сделанном вашими руками. Идей по его изготовлению множество, наши сотрудники предлагают вам пару вариантов.
Экспедиционный кораблик поможет вам исследовать соседние бухты, добраться до островов или дальше, куда уведёт вас фантазия.

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 4. Круговорот воды

t droplet

Вода на нашей планете находится в постоянном путешествии, главным образом между океаном и сушей. Капелька будет вашей спутницей в наблюдениях за атмосферными явлениями.
Рисуйте, фотографируйте, путешествуйте вместе с Капелькой!

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 5. Исследуем водоросли вместе

t algae

Путешественники, которые захотят провести небольшое семейное исследование, могут познакомиться с методиками, подготовленными А.В. Скрипцовой - Научным руководителем Лаборатории физиологии автотрофных организмов и выбрать тему, которая больше всего заинтересует.

В исследованиях вам помогут полевые таблицы и описание технологии изготовления гербария - раздел «Удивительные водоросли».

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 6. Жители "Чудо-островков"

t islands

"Чудо-островки" заселяются обрастателями - животными и растениями, которые поселяются на разных подводных поверхностях.

В экспедиции на побережье вы можете найти такие островки и исследовать их с помощью материалов, разработанных сотрудниками Приморского океанариума.

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 7. Как море меняет землю?

t rocks

Море - вечно в движении, в работе, его побережье постоянно меняется. Галька и скалы на морском берегу могут рассказать вам об изменениях, которые происходили с ними в течение долгого времени.

В выполнении задания вам поможет справочный материал "Геологическая работа моря" из раздела «определяем», подготовленный сотрудниками музея Дальневосточного геологического института ДВО РАН.

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 8. Вечное море и люди

t ancient

Это задание приоткроет вам завесу времени, вы сумеете почувствовать и вообразить, как жили люди на побережье многие сотни лет назад. Какие отношения у них были с морем? Чему мы можем у них научиться?

Рекомендуем воспользоваться книгой о морской адаптации человека "Жизнь за счёт ресурсов моря" (.pdf), составленной сотрудником музея Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН Виктором Квашиным.

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Посмотреть/Скачать образцы древней керамики (.pdf)

 

Полевые задания – 2016

Задание 1. Что выбросило Море?

Пляж - самая доступная территория для исследования.
Постарайтесь найти малолюдные участки.
Список материалов, которые потребуются для работы, вы найдёте в содержании задания.

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 2. Морские блюдечки

t sea limpets

В море на камнях и скалах живут разные улитки. Самые обычные - это улитки-литторины, у которых завитой домик-ракушка с крышечкой-дверью, закрывающей вход в этот домик. Но есть улитки, раковина которых совсем другая - она похожа на маленький колпачок или чашечку. Этих улиток называют морскими блюдечками. Почему их назвали блюдечками? Их раковина похожа на маленькое блюдце. Но их можно было бы назвать и по-другому (смотрите задание № 2). Как все улитки, морские блюдечки имеют ногу - нет, эта нога не похожа на твою ногу или ногу собаки - она мягкая, гладкая, круглая. С помощью неё морские блюдечки медленно ползают и плотно присасываются к камням - так плотно, что отковырнуть их очень трудно. Зачем им присасываться к камням? Чтобы удержаться во время прибоя. И еще, чтобы не высохнуть во время отлива - раковина так плотно прижимается к камню, что внутри сохраняется вода. У каждого блюдечка на камне есть свое любимое место, куда улитка возвращается во время отлива, чтобы присосаться как можно плотнее. Но если отковырять блюдечко от камня, ему будет очень трудно присосаться к нему снова, и оно может погибнуть. На маленькой голове блюдечек есть рот, два глаза и двое мягких рожек. Ещё морских блюдечек есть тёрка с зубами - зубов много, и они твердые, потому что содержат железо! С помощью этих зубов блюдечки соскрёбывают с камней крошечные водоросли, которыми и питаются. Ох, нелегкая эта работа! Даже твердые зубы тупятся, но у блюдечек на терке много новых зубов!
Блюдечки - небольшие улитки, но блюдечко по имени Акмея может вырастать до 6 сантиметров!

Подготовил А.В. Чернышёв научный сотрудник Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 3. Исследуем и собираем звуки морского побережья (к странице 22 Дневника открывателя морских тайн)

Устройтесь удобно на морском берегу, лёжа или сидя.
Закройте глаза и сожмите руки в кулачки.
Прислушивайтесь внимательно к звукам, окружающим вас.
Услышав каждый новый звук, разгибайте палец.
Сколько звуков удалось услышать?
Запишите их в дневник открывателя морских тайн (страница 22).
Проводите такие исследования регулярно и в разных местах.
Отметьте, какие звуки были очень приятны вашему слуху, какие наоборот.
Если не сможете определить источник звука, попробуйте подробнее описать его характеристику.

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 4. Песок

t sand

Выбирая место для отдыха на Море с детьми, мы стремимся на песчаные пляжи.

Добрались до такого побережья?

Проведите с детьми исследование песчинок.

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 5. Видим раковины

t shell inside

Многие экспедиционные отряды собирают раковины в выбросах на берегу и определяют имена их хозяев по полевым таблицам "Двустворчатые моллюски".

Пособие, созданное в 2005 году приморскими педагогами Галиной Чан и Ольгой Пермяковой, позволит вам вместе с детьми более детально изучить раковины - домики двустворчатых моллюсков.

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 6. Морские камешки

t sea stones

Взрослые и дети, оказываясь на каменистом побережье, с удовольствием рассматривают морские камешки, а некоторые их уносят в кармашках.

Продолжайте исследовать Море и камешки.

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 7. Плавник - путешественник

t plavnik

Плавник - гладкие, обкатанные волнами, просоленные морем деревяшки, пахнущие свежестью, можно найти практически во всех бухтах Приморья. 

Это отличный материал для исследований и творчества.

Желаем удивительных находок и творческих озарений!

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 8. Литорины на литорали

t litorina

Типичные обитатели прибрежной зоны улитки - литорины, как они приспособились пережидать отлив?

С кем они соседствуют и как питаются?

Познакомьтесь с ними поближе и проведите своё маленькое исследование.

Посмотреть/Скачать задание (.pdf)

Задание 9. Чернохвостая чайка

t gulf

Узнаете ли вы чернохвостую чайку среди других чаек?
Попробуйте найти и разглядеть её в местах вашего отдыха.
Безошибочно определить чернохвостую вам поможет бинокль и предварительное прочтение книги Н.М. Литвиненко, Ю.В. Шибаева "О птицах Уссурийского края. Первое знакомство" из раздела сайта «определяем».
Нарисуйте чернохвостую чайку в цвете и во всей красе, при возможности найдите и разглядите её следы на песке, измерьте и зарисуйте их.

Дневник открывателя морских тайн

 t dnevnik

“Дневник открывателя морских тайн” предназначен для самостоятельных исследований побережья ПриМорья. Даже если вы не посетили маршрут в музеях или не успели его пройти полностью, вы можете участвовать во втором этапе - НА МОРЕ.

Cоветы по использованию “Дневника открывателя морских тайн” для любознательных родителей.

  1. Прихватите в путешествие игровые путеводители с музейных маршрутов, которые вам позволят с ребёнком вспомнить и главных персонажей и то, что они поведали вам в музеях.
  2. Вклейте в "Дневник открывателя морских тайн" конверт для плоских по форме находок.
  3. Рассмотрите и обсудите с ребёнком содержание страничек "Дневника открывателя морских тайн".
  4. В путешествии вам пригодится блокнот или записная книжка, на случай отсутствия свободного места в дневнике, альбом и карандаши.
  5. Обсудите вместе с ребёнком цель экспедиции, что он хочет исследовать и открыть для себя.
  6. Помните, что сборы, это очень важный элемент в подготовке экспедиции. Готовьтесь к экспедиции не в последний час до отъезда.
  7. Рюкзак - очень важный элемент для открывателя морских тайн. Предоставьте ребёнку возможность самому собрать все необходимые предметы и инструменты, затем обсудите с ребёнком необходимость каждого взятого им предмета, в этом вам поможет страничка дневника №4.
  8. Обсудите с ребёнком, как он будет обозначать план местности, где он находится, какие знаки придумает для схемы на странице №5 дневника.
  9. Обсуждайте с ребёнком планы на день, если у ребёнка свой план, не стоит его нарушать, но напомните ему, чтобы он не забывал, о "Дневнике открывателя морских тайн", где можно рисовать и записывать важные открытия.
  10. Помните, если ребёнок задает вам вопрос, а вы затрудняетесь с ответом, вы можете записать вопрос, а потом уже дома обратиться с ним на странички нашего сайта, в группы в социальных сетях или отправить на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
  11. Прочитайте с ребёнком вместе, если он ещё не умеет читать, страницу №18 дневника "Как найти морскую тайн", поясните ребёнку, что страничка №16/17 делится на две части и тайны можно прикрыть от посторонних глаз, сложив страницу по намеченному сгибу.
  12. Оформляйте вместе с ребёнком ваши находки, делайте этикетки (образец на страничках дневника), записывайте рассказы и истории, делайте фотографии, рисунки, поделки.
  13. Старайтесь разобраться, где нужна вашему ребёнку поддержка, а где он справится самостоятельно.

Солнечных вам дней и ласкового моря! Радостных совместных открытий!

Посмотреть/Скачать “Дневник открывателя морских тайн” (развороты страниц) (.pdf)

Посмотреть/Скачать “Дневник открывателя морских тайн” (сборка "книжкой" для двусторонней печати) (.pdf)